среда, 16 сентября 2009 г.

Размышляем над Модулем 3

Дорогие коллеги! Давайте подумаем, как основная задача этого модуля помогла планированию и созданию вашего проекта.

1. Как использовать Интернет в поддержку преподавания и обучения учащихся (с учетом того, что вы узнали как организовать совместную деятельность в Интернете)?

2. Как убедиться, что сеть Интернет используется ответственно и безопасно?

Обдумайте то, как знания, полученные в этом модуле, повлияют на ваше преподавание и на качество обучения ваших учеников. Запишите свои суждения, перечислите ключевые освоенные аспекты, вопросы и сомнения в своем отзыве (рефлексии).

10 комментариев:

  1. Считаю,что материалы данного модуля достаточно актуальны и весьма полезны, поскольку Интернет становится уже неотъемлемой частью нашей жизни и, несомненно, оказывает огромную поддержку преподавания и обучения учащихся. Поражает, насколько широкие возможности (вики, блоги, соц.сервисы, эл.почта, скайп и другие средства совместного сотрудничества) раскрывает нам виртуальное пространство. Развитие коммуникативных навыков, взаимовыручка, мгновенное реагирование на проблему - преимущества на лицо!
    Вместе с тем, проследить за каждым учеником,насколько ответственно и безопасно используется сеть Интернет, естественно, не представляется возможным. Поэтому остается необходимость обязательно выделять время на беседу с учащимися на тему "Безопасность в сети Интернет". Как учащиеся, так и учителя, должны понимать, что при работе в сети, нужно заботиться не только о себе, но и о других.А значит, мы обязаны соблюдать все правила и законы, так же как и в реальности. Особое внимание, конечно, нужно уделять вопросу об авторском праве. Для меня в какой-то степени были новым некоторые правила цитировании материала из Интернета. Обязательно учту эту информацию.

    ОтветитьУдалить
  2. В последние годы специалисты в области образования активно обсуждают вопрос об использовании педагогическим сообществом социальных сервисов Веб 2.0. С помощью Веб 2.0 можно организовать следующую коллективную деятельность : совместный поиск и хранение информации, создание и совместное использование медиаматериалов, совместное создание и использование в сети текстовых документов, электронных таблиц, презентаций и других документов, совместное редактирование и использование карт и схем .
    Совместный подбор ссылок на интернет-ресурсы можно организовать с использованием социального сервиса совместного хранения закладок. Представить результаты своей исследовательской работы школьники могут с помощью карт знаний, в виде вики-статьи, с помощью блога. Сервисы хранения книг, презентаций, документов, аудио и видеоматериалов, фотосервисы становятся дополнительными источниками учебных материалов, могут служить для организации виртуальных выставок, конкурсов, использоваться при дистанционном обучении. Сервисы позволяют публиковать созданные учителями и учащимися видеоролики для урока, пояснения к практическим занятиям, творческим мастерским, различные видеоэкскурсии, видеосъемку разных физических, химических, биологических процессов, проводить сетевые фестивали видео-клипов. Геоинформационные сервисы позволяют оформить результаты научных экспедиций с фотографиями и координатами исследуемых объектов. Если при этом использовать GPS-навигаторы, то появляется возможность установить координаты наблюдаемых объектов. Сервисы совместной работы над документами позволяют составлять совместные документы, редактировать их, размещать в Сети и получать отклики от многих авторов, вести коллективные календари наблюдений, совместно планировать различные мероприятия, проекты, конференции, совместно создавать и редактировать таблицы с результатами наблюдений, проводимых в разных точках планеты, строить и анализировать диаграммы, совместно готовить творческие работы, аннотации, эссе.Все это предоставляет неограниченные возможности для совершенствования учебного процесса.
    Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий, носящее глобальный характер, привело к изменению общественных стереотипов, касающихся передачи и хранения информации. Проблема защиты интеллектуальной собственности и обеспечения информационной безопасности личности в нашей стране сегодня как никогда актуальна. Решение задач правого воспитания, например, в аспекте применения ИКТ в курсе «Информатика и ИКТ» возможно реализовать следующими путями: реализацией воспитательных возможностей курса «Социальная информатика» как направления обучения в школьной информатике; внедрение в старшей школе элективных курсов, формирующих правовую культуру школьника в аспекте применения ИКТ. Курс будет способствовать глубокому усвоению положений законов РФ «Об авторском праве и смежных правах», «Об информатизации, информации и защите информации», статей административного и уголовного кодексов.
    Задумываюсь над таким вопросом (так как свой ребенок учится в средней общ.школе): «В школе больше половины учителей преклонного возраста, т.е. молодых педагогов намного и намного меньше. А стремительное развитие ИКТ накладывает новый глобальный отпечаток в образовании. Так будут ли применять сетевые сервисы учителя-предметники «старой закалки», или может им это не надо (доработать до пенсии и все, или учить по отработанной технологии и не надо делать усилий, чтобы сделать шаг вправо или влево), останется ли у них на освоении новых технологий время и желаний, будут ли они замотивированы на использование ИКТ???

    ОтветитьУдалить
  3. предыдущие ораторы уже очень много написали о том, как плотно интернет входит в нашу жизнь (можно сказать уже вошел), поэтому не хочу повторяться. Интересно и то, что нынешние подростки даже не могут себе представить, что совсем недавно мы вообще не знали что такое интернет... Им кажется, что так было всегда :)
    Их можно понять. На самом деле интернет и все плюсы и минусы, с ним связанные - это уже наша жизнь.
    Вопрос не стоит в том, надо ли применять эти возможности в школе, надо безусловно!
    как использовать его, чтобы развивать у школьников навыки 21 века? Только если у них будут совместные цели в достижении результата. Как это сделать? Чаще озадачивать их интересными проблемами, не теоретическими из учебников, а самыми насущными практическими, жизненно важными, чтобы они чувствовали себя членами общества, а не детьми, которым ничего не доверяют. А это значит - как можно скорее учить наших учителей применять на практике проектную деятельность!!!
    и тогда и сервисы интернета будут работать на пользу.
    очень сложным остается вопрос безопасности в интернете, но это глобальный вопрос, точно также как и вопрос преступности вообще. Можно ли искоренить преступность? Это вопрос взрослости общества, воспитания и т.д.
    Конечно создаются программные средства для защиты информации, но и программы-вирусы тоже люди совершенствуют, а преступники находят все более изощренные способы мошенничества....
    Что можем мы? Вести беседы с детьми о том, как вести себя в сети, культуре общения и т.д.

    ОтветитьУдалить
  4. Полностью согласен с Аленой, интернет технологии прочно вошли в современную жизнь и применяются школьниками и студентами во всю (как вам поиск ответа в Google или передача правильного решения фотографией через MMS), важно только правильно направлять эту деятельность и воспитывать интернет культуру.

    ОтветитьУдалить
  5. Поддерживаю все выше перечисленное, вплоть до проблем работы детей в Интернете. Это вопрос воспитательной работы учителя, именно учителя развивают культуру работы ученика в глобальной сети: если давать задания только на скачивание рефератов, то этим все и ограничиться. А если учитель - творческий человек и использует в своей работе социальные сервисы, то он научит этому и своих учеников. И дети увидят, что в Интернете можно и нужно работать, а не только качать информацию, тем самым занимаясь самым прпостейшим потребительством.

    ОтветитьУдалить
  6. Интернет как мир вокруг нас со своими плюсами и минусами. Зачем они идут в Интернет- это тоже вопрос неоднозначный. Нужно постараться представить его детям как помощника, собеседника, учителя. Но только учителя хорошему. Говоря о безопасности в Интернете, приводить живые примеры из жизни ( так бы ты в реале не сделал, туда не пошел, об этом не рассказал …) . Дети пользуются тем, что там они скрыты под Никами и аватарками , они и не они вовсе. Поэтому воспитательной работой нужно заниматься не только с детьми, но и с родителями. Защити себя и свой компьютер, не нарушай авторского права , умей создавать правильные пароли –этому и многому другому придется учить педагогам своих подопечных. Желаю вам в этом терпения и умения.

    ОтветитьУдалить
  7. Знания, полученные мною в Модуле 3 качественно повлияют на процесс моей преподавательской деятельности. В этом модуле для меня было очень много полезного. Особенно для меня важным было общение с коллегами, возможность знакомиться с их размышлениями по поводу различных вопросов. Впереди мне предстоит большая работа, прежде всего над собой.

    ОтветитьУдалить
  8. Промежуточные и итоговые результаты исследований по проекту студенты размещают в Вики. Каждая группа создает Вики статью по своей теме, при этом участники другой группы могут в обсуждении добавлять комментарии, замечания, предложения (в среде Вики материалы и их обсуждение объединены в общем пространстве – это очень удобно). Перед началом работы в Интернете необходимо ознакомить студентов с правилами соблюдения авторских прав, методами поиска информации (в особенности с использованием специальных поисковых систем, которые помогают найти сайты по конкретной предметной области и подходящие учащимся по возрасту), способами защиты компьютера. Если студентам при работе над проектом необходимо совместно обсудить тему или вопрос вне аудитории, они могут воспользоваться чатами. В решении вопросов «один на один» поможет электронная почта. Через размещение информации в блоге преподаватель может дать студентам и их родителям доступ к итогам работы по проекту, получить комментарии и предложения. Работа в Вики, общение в чатах и посредством электронной почты, поиск информации в сети развивает у студентов коммуникативные умения, межличностное взаимодействие и сотрудничество, умение работать с информацией, способность ставить и решать проблемы.

    ОтветитьУдалить
  9. Уважаемые коллеги! С большим увлечением размышляю вместе с вами над содержанием модуля_3:Организация совместной работы по проекту в сети Интернет! Не хочется пересказывать все, что было ранее сделано с учащимися в данном направлении.

    Могу лишь наглядно предложить некоторую часть собственного практического опыта по разрешению данной проблемы в дистанционном уроке по музыке (образовательная область "Искусство"), открывающем пятидневный курс занятий в Профиль-классе.
    Я попыталаь решать данную проблему средствами искусства в целом и музыкального в частности. Чтобы познакомиться подробнее с содержанием данного ресурса пройдите по ссылке:http://tvkrasnoperova.narod.ru/1_den/1_sanjatie.htm .
    Внимательно изучите содержание 1-го дня занятий. Обязательно обратите внимание на результаты дня, представленные в работах учащихся внизу страницы. Приношу свои извинения за несколько некачественный продукт, поскольку, к сожалению, почему-то, на некоторых страницах учащихся перестали отображаться их рисунки, картинки, фотографии, использованные ребятами при подготовке. Они были крайне необходимы для усиления эмоционально-образного воспирятия.

    ОтветитьУдалить
  10. Уважаемые коллеги!
    Наконец-то завершила работу над Модулем_3: Организация совместной работы по проекту в сети Интернет! Поставленная в начале модуля задача – «как научить учеников пользоваться богатейшим потенциалом Интернета ответственно и продуктивно», на мой взгляд, выполнена.
    Подтверждением тому следует отметить следующие достижения:
    1. Тщательно изучены и рассмотрены предложенные вопросы модуля:
    • Как использовать Интернет в поддержку моего преподавания и обучения учащихся?
    • Как поддерживать уверенность в том, что сеть Интернет используется ответственно и безопасно?

    2. Обсудив содержание вводных презентаций учителя для оценки интересов и опыта учащихся можно сделать вывод о том, что Интернет может быть и есть на самом деле мощный инструмент для исследования, сотрудничества и общения с другими людьми.
    3. Также следует подчеркнуть важность анализа и обсуждение вопросов авторского права и законного использования материалов, относящихся к учебной деятельности, поскольку все они описывают способы легального использования материалов.
    4. Большую ценность представил раздел по рассмотрению Интернет-ресурсов, рекомендованных для исследований, общения и сотрудничества. Их оценка позволила узнать, что список источников может быть создан в различных форматах для учеников любого возраста. Однако при этом важно учесть умелое владение методами поиска, что позволяет ученикам и учителям эффективно находить необходимую информацию на веб-страницах.
    5. Вместе с тем тщательно изучены способы по эффективному использованию интерактивного инструментария коллективной работы в сетевом пространстве, что, безусловно, помогло отобрать необходимые и наиболее эффективные инструменты для работы в собственном проекте.
    Работа по оценке презентаций коллег была достаточно полезной. Она позволила глубоко погрузиться и осознать новую систему оценивания работ в соответствии со стандартами нового поколения.

    Предложенные материалы модуля_3 имеют богатую методическую и дидактическую ценность, в чем заключается их неоценимая помощь педагогам в планировании и разработке проекта.

    Считаю, что в целом работа над модулем_3 носила продуктивный характер и подошла к логическому ее завершению.

    ОтветитьУдалить